Воспользуйтесь услугами сервисной службы «ТНС энерго»
Установим и введём в эксплуатацию электросчётчик за один визит Подробнее
Заменим электропроводку, установим люстры, подключим бытовую технику Подробнее
Воронежская область
Ваш регион — Воронежская область?
Перейти на корпоративный сайт
Войти в личный кабинет
Вернуться назад

Светопреставления не будет

О том, почему кризис не повод не платить за электроэнергию, — генеральный директор «Воронежской энергосбытовой компании» (ВЭСК) Евгений СЕВЕРГИН. О реформе

Оценить реформу однозначно невозможно. Но то, что она была необходима, — это совершенно точно. Энергопотребление за последние годы выросло в разы, срочно требовалось введение новых мощностей. Но для того чтобы привлечь инвестиции, надо было провести разделение отрасли на отдельные составляющие. Ни один инвестор никогда не вложил бы деньги во все сразу. Он должен быть уверен, что получит прибыль. За время реформы в ходе продажи и размещения дополнительных акций в генерацию было привлечено 700 миллиардов рублей — это данные по России. Практически все сбытовые компании тоже перешли к новым собственникам. При этом реформа проводилась в сжатые сроки, многие необходимые для работы документы готовились уже постфактум. Работать приходилось буквально «на ощупь»: так было и с либерализацией рынка электроэнергии, и с запуском рынка мощности. Тарифы на энергоносители поднимаются тоже достаточно резко. На мой взгляд, если бы реформу не форсировали так активно, то она прошла бы проще для нас и, главное, не так обременительно для потребителей.

О платежной дисциплине

В результате реформы изменилась не только структура отрасли, но самое главное — электроэнергия превратилась из ресурса в товар. Хорошо это или плохо — повод для отдельного разговора. Но таковы реалии. Электроэнергия абсолютно такой же товар, как, например, бензин. Ни у кого ведь не возникает вопросов на заправке: платить или нет. Если мы не заправим машину, то просто-напросто никуда не уедем. И никто не платит за бензин после того, как он был израсходован. К сожалению, пока еще не все потребители понимают, что соблюдение сроков оплаты за электроэнергию — не прихоть энергосбытовой компании, а необходимое условие нормальной работы. Мы ведь покупаем электроэнергию на оптовом рынке, где сроки оплаты прописаны очень жестко и за каждый день просрочки начисляются пени. Если в течение недели пени не погашены, то компания отключается от подачи заявок на рынок на сутки вперед. И будет вынуждена приобретать всю электроэнергию на балансирующем рынке, где она стоит в разы дороже. В результате увеличится стоимость энергии для потребителя. Многие предприятия, ссылаясь на экономический кризис, срывают сроки платежей, оплачивают использованную электроэнергию не в полном объеме или вообще отказываются платить. Мы понимаем, что ситуация непростая, но кризис — не форс-мажор: договорные обязательства должны выполняться. Энергосбытовая компания готова идти на компромиссы, когда потребитель не может оплатить весь объем по договору, но готов сделать это частями. Составляем приемлемый для обеих сторон график рассрочки. Но когда график платежей нарушается систематически — вынуждены вводить ограничения. Мы не можем себе позволить срывать платежи на оптовом рынке — тогда под угрозой будет энергобезопасность всего региона.

О конкурентных преимуществах

Сейчас в Воронежской области помимо ВЭСК работает еще 6 независимых энергосбытовых компаний. Такая конкуренция есть далеко не во всех регионах. Поэтому воронежский потребитель имеет возможность выбрать себе поставщика, оценив оптимальные для себя тариф, условия договора, учитывая те гарантии, которые ему даются. Главная задача любой сбытовой компании, а гарантирующего поставщика особенно — это качественное и бесперебойное снабжение потребителей области электроэнергией. Что для этого нужно? Во-первых, грамотная работа на оптовом рынке. Часто энергосбытовые компании, предлагая изначально очень привлекательный тариф, не могут адекватно построить свою работу на оптовом рынке. И в итоге потребители вынуждены покупать достаточно большой процент электроэнергии по нерегулируемой цене, переплачивая вдвое. Благодаря тому что объемы, приобретаемые ВЭСК на оптовом рынке электроэнергии, большие, мы достаточно точно прогнозируем объемы потребления, стараемся снизить стоимость покупной электроэнергии для своих потребителей. Кроме этого, компания работает напрямую с поставщиками электроэнергии и мощности, что позволяет получать энергию по ценам, ниже рыночных. Во-вторых, работа в интересах потребителя. Приведу простой пример. Сегодня «Воронежэнерго», филиал "МРСК Центра" предлагает потребителям заключить с ними прямой договор на транспортировку электроэнергии. Сейчас эту услугу потребители оплачиваютв составе тарифа, а сетевая компания хочет сломать существующую схему и предлагает заключить договор лишь на часть(!) процесса электроснабжения — на передачу энергии по сетям. И что в случае заключения такого договора получит потребитель? Во-первых, стоимость транспортировки увеличится. Поскольку в сетевой организации необходимо будет создать отдельную структуру, занимающуюся этими договорами, что неизбежно повлечет увеличение затрат и непременно вызовет рост тарифов. Кроме того, сегодня нормы, позволяющие осуществить разделение тарифа на услуги по передаче и на тариф на покупку электроэнергии для потребителя, просто отсутствуют! А решение об установлении раздельного тарифа не принято пока ни Федеральной службой по тарифам РФ, ни Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области. К тому же при таком разделении оплаты услуг (по купле-продаже и передаче электрической энергии) сильно увеличивается размер авансовых платежей. Более того, по прямому договору предусмотрены очень жесткие штрафные санкции для потребителей за превышение заявленной мощности. При несвоевременной оплате велики риски ограничения и отключения электроэнергии. По нынешней схеме работы МРСК не может ограничить поставку электроэнергии потребителям. Согласно постановлению правительства №861, сетевая компания имеет право ограничить лишь непосредственного потребителя услуг, то есть ВЭСК. А вот в случае подписания потребителями прямого договора у сетевой компании появляется законное основание для отключения конкретного потребителя при несвоевременной оплате. В-третьих, открытость информации для потребителя. Когда информация о ценах на используемую электроэнергию открыта (представлена на сайте и в СМИ), абонентам это удобно. Они могут достаточно точно спрогнозировать затраты на оплату электроэнергии.

О кризисе

Сокращать строительство энергообъектов в связи с кризисом и спадом производства, мне кажется, недальновидно. Когда закончится экономический спад и промышленности вновь понадобятся дополнительные мощности, то может оказаться, что их просто нет. Это мы уже проходили в конце 1990-х. А для того чтобы построить новую станцию или модернизировать старую, необходимы и средства и время. Если сейчас не найти этих ресурсов, потом может быть слишком поздно.

Справка

Открытое акционерное общество «Воронежская энергосбытовая компания» (ВЭСК) было выделено и зарегистрировано 31.08.2004 г. в результате реорганизации ОАО «Воронежэнерго». 1 сентября 2006 года ОАО «ВЭСК» присвоен статус гарантирующего поставщика. В состав «Воронежская энергосбытовая компания» входят 4 отделения (Семилукское, Борисоглебское, Калачеевское и Лискинское) и 33 участка, расположенные в каждом районе области и в Воронеже. Всего предприятие обслуживает около 11,9 тыс. потребителей — юридических лиц и более 610 тысяч бытовых абонентов. ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» сохраняет доминирующую позицию на рынке продаж электроэнергии Воронежской области, контролируемая доля рынка за IV квартал 2008 года составила 80,25%. Объем электроэнергии, реализованной на розничном рынке в 2008 году, — более 6 млрд кВтч.

Де Факто № 2 (36)

Вернуться назад