Воронежская область
Ваш регион — Воронежская область?
Перейти на корпоративный сайт
Войти в личный кабинет
Вернуться назад

Долговые отношения

Интервью с генеральным директором ОАО «ВЭСК» Сергеем Гресем о проблемах с дебиторской задолженностью предприятий, оказывающих коммунальные услуги.

Об отношениях между поставщиками ресурсов и предприятиями, оказывающими коммунальные услуги, сказано уже немало. Отношения эти сложные, часто конфликтные, но главное затрагивающие непосредственных получателей этих услуг — жителей. Фраза «спор хозяйствующих субъектов», стала расхожей, но всегда ли мы понимаем, в чем ее суть. Об этом мы поговорили с генеральным директором «Воронежской энергосбытовой компании» Сергеем Гресем.

Сергей Иванович, в чем причина спора хозяйствующих субъектов?

В нашем случае всё просто. Из-за того, что одни не выполняют свои договорные обязательства перед другими. В наших договорах со всеми исполнителями коммунальных услуг прописаны условия поставки электроэнергии. Мы обязуемся поставлять ее в нужном объеме и надлежащего качества, они — оплачивать в необходимом объеме и в установленные сроки. Но на практике получается иногда так, что электроэнергию мы, как и договаривались, поставляем, а оплату не получаем или получаем не в полном объеме. И некоторые наши потребители почему-то считают такую ситуацию нормальной.

Какие предприятия являются наиболее злостными нарушителями договора?

Таких, к счастью, не много, но они есть. Например, МУП «Эртильское», поставляющее воду практически всем жителям Эртиля. Уже на протяжении нескольких лет это предприятие вовремя не оплачивает поставленную электроэнергию, к середине апреля его долг составлял 2 млн. 763,5 тыс. рублей. Наши неоднократные встречи с руководителем МУПа Сергеем Голевым и с главой района Сергеем Бычуткиным — не дают ощутимых результатов. Хотя каждый раз мы получаем обещания погасить задолженность, графики погашения, он они ни разу не были выполнены. Но я бы обратил внимание на еще один момент: если сравнить энергопотребление Эртиля с другими территориями, например, с Анной, то оно в 2 — 2,5 раза больше. О чем это говорит? О том, что нерационально выстроена система водоснабжения и ничего не делается для ее изменения. И, наверное, при принятии решения о покрытии межбюджетной разницы, такое огромное потребление вызывает вопросы. И может быть руководителям предприятия и района уже стоит задуматься об энергосбережении?

Таким же проблемным потребителем для нас является МХ ООО «Ольховатский производственно-технический центр», его долг к середине апреля составил 1 млн. 391 тыс. рублей. Причем в прошлом году из-за хронической недоплаты мы были вынуждены применять к этому предприятию и отключения и ограничения подачи электроэнергии. В августе и сентябре, несмотря на непогашенную задолженность, вновь возобновили подачу электричества, так как понимали, что котельные надо готовить к зиме. В течение всего отопительного сезона сумма долга практически не сокращалась, но, понимая социальную значимость объектов ОПТЦ, мы ни разу не применяли жестких мер. Уже, наверное, даже бессмысленно вспоминать сколько раз мы подписывали графики погашения задолженности, сколько было встреч с руководителем предприятия Михаилом Князевичем и главой района Иваном Резником, но воз и ныне там. У нас уже больше не осталось никаких возможностей сократить долг, кроме как вновь ограничить подачу электроэнергии.

Не менее драматично складывается и ситуация с МУП «Коммунальник» пгт. Кантемировка. Его месячное потребление составляет порядка 230-280 тысяч рублей, а долг на 16 апреля — 1 млн. 339,7 тыс. руб. Более 530 тысяч из них тянется еще с 2011 года. В этом году ситуация с оплатой не меняется. Графики здесь также подписывались неоднократно, но ни руководитель МУПа Александр Авдеев, ни глава района Владимир Покусаев обещаний прописанных там не выполняют.

И как вы выходите из ситуации недостатка финансов?

Мы берем кредиты, но даже не это главное. По-моему главная проблема в том, что жители, которые в большинстве своем исправно оплачивают услуги коммунальных предприятий, не получают в полной мере и в нормальном качестве эти услуги. Куда идут их деньги? Почему предприятия не перечисляют их поставщикам ресурсов? И можно было бы здесь говорить о перекрестно субсидировании, недостатке бюджетных средств, но есть другие районы области, в которых руководители умеют решать подобные проблемы. И я даже не говорю про большой, благополучный Лискинский район, но и небольшой Репьевский умеет грамотно распределять средства и не вынуждает своих жителей обходиться без горячей воды.

Но что еще немаловажно: практика сложившаяся и у нас и у других энергосбытовых компаний говорит о том, что как только коммунальное предприятие набирает критическую массу долгов — оно зачастую просто банкротится или меняет форму собственности, а вся задолженность становится «мертвой», то есть невозможной к взысканию, и в итоге учитывается в тарифах, то есть в конце-концов ложится дополнительным обременением на потребителей. Примеров таких уже предостаточно — это ООО «Жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание» Новохоперского района, ООО «Городское ЖКХ» г. Россошь, ООО «Жилбытсервис» г. Россошь… список этот, к сожалению, уже очень длинный. Поэтому в случаях хронической неоплаты мы ограничиваем подачу электроэнергии для таких предприятий, чтобы не накопилась миллионная задолженность, которую в итоге придется оплачивать потребителям.

Какие меры, кроме отключений, вы применяете к должникам?

Мы подаем иски в суд, и в большинстве случаев правосудие принимает нашу сторону. Например, по ОПТЦ мы практически ежемесячно вынуждены судиться и взыскивать неоплаченные суммы. В этом году мы таким образом уже получили долг за январь и подали иск на февральскую задолженность. Но должен сказать, что в сентябре этого года вступит в силу Постановление Правительства № 253, которое ограничит возможность исполнителей коммунальных услуг задерживать и необоснованно использовать деньги, предназначенные поставщикам. Этим Постановлением устанавливается требование к исполнителям услуг не реже 1 раза в 5 рабочих дней перечислять деньги, полученные от потребителей, поставщикам услуг. То есть требования ужесточаются на Федеральном уровне, соответственно, заставляя и нас жестче относится к ситуации неисполнения обязательств со стороны контрагентов.

Но уже сейчас руководители вышеназванных трех предприятий довели ситуацию до такой степени серьезности, что если в апреле и мае они не сдержат обязательств и не выполнят, представленные нам графики погашения задолженности, мы прекратим подачу электроэнергии на их объекты. И не сможем возобновить ее до тех пор, пока не получим деньги за уже давно использованные ресурсы. В итоге из-за недисциплинированности руководителей жители Эртиля, Кантемировки и Ольховатки останутся без горячей воды и с холодной по часам, а котельные невозможно будет подготовить к будущей зиме. Думаю, что и главы районов и руководители предприятий должны понимать серьезность сложившейся ситуации и пересмотреть свое видение партнерских отношений с предприятием, поставляющим энергоресурсы в район.


Вернуться назад