Воронежская область
Ваш регион — Воронежская область?
Перейти на корпоративный сайт
Войти в личный кабинет
Вернуться назад

Точность расчетов

Сергей Иванович Гресь, первый заместитель генерального директора ОАО «Воронежская энергосбытовая компания», рассказал о причине увеличения расходов на ОДН.

05-1.jpg — Сергей Иванович, в последнее время вопрос о расчетах за ресурсы, используемые на так называемые общедомовые нужды, стоит очень остро: суммы в квитанциях увеличиваются, жители возмущаются. С чем это связано? Почему вдруг стали так увеличиваться расходы населения по строке ОДН?

— Да, это действительно так. Но это вопрос непростой, ответить на него одним предложением не получится, поэтому давайте разбираться по порядку. Начнем с законодательства. Согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим. То есть, за март граждане должны заплатить до 10 апреля. Объемы потребления энергоресурсов, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах (МКД), определяются по показаниям приборов учета, а при непредставлении этих показаний — по среднемесячному потреблению электроэнергии.

Среднемесячное потребление определяется за период не менее 6 месяцев. А если в квартире нет прибора учета, то потребитель рассчитывается с поставщиками по нормативу потребления. Более подробные процедуры определения объемов электроэнергии по показаниям счетчиков отсутствуют. Например, как должна вести расчеты энергоснабжающая организация, если потребитель вместо показаний на 1−е число указывает в квитанции показания на момент оплаты. Законодатель говорит, что оплата должна пройти до 10 числа, а квитанция должна быть выставлена до 1−го. Логично предположить, что поставщик, дабы выставить квитанцию, должен узнать объем в конце месяца. Но граждане представляют показания индивидуальных приборов учета в лучшем случае к середине месяца, следующего за расчетным. О какой точности расчетов можно говорить? Как проверить правильность показаний счетчиков, установленных внутри квартир, если возможность попасть внутрь отсутствует? В итоге — значительный небаланс распределения электроэнергии по всему дому: контролера−то возле каждой двери не поставишь! И таких вопросов немало. В результате между ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальных услуг и бытовым потребителем в МКД возникают сложности по определению объемов потребленных энергоресурсов.

Необходимо отметить, что до установки общедомовых приборов учета, (ОДПУ) проблема расчетов так остро не стояла. Тогда вся электроэнергия, поступившая в дом, определялась только как сумма индивидуального потребления по квитанциям. Иные расходы электроэнергии, не зафиксированные индивидуальными приборами учета, попадали в потери организаций, к чьим электрическим сетям были подключены дома, что приводило к значительным убыткам этих организаций. В квитанциях жители показывали свои предыдущие и текущие показания квартирных счетчиков и даты, в которые они туда записывались, существенного значения не имели. Условно считалось, что они приходились на начало и конец месяца. Изменение действующего законодательства потребовало от всех участников коммунального рынка иного подхода к определению количества индивидуального потребления ресурса, так как оно теперь значительно влияет на формирование другого показателя коммунального потребления — ОДН.

— Но в законе прописан четкий алгоритм расчета ОДН. Есть формулы, и любой житель тоже может рассчитать размер ОДН, зная определенные данные. Почему у ресурсоснабжающих организаций возникает столько проблем с расчетами?

— Действительно, формула расчета объема ОДН не так сложна. В упрощенном варианте она представляет собой разность между объемом поступления ресурса в МКД по общедомовому прибору учета и суммы объема индивидуального потребления граждан и объема потребления нежилых помещений.

Можно выводить различные формулы правильного распределения электроэнергии внутри МКД, но есть несколько существенных моментов, которые ломают любые алгоритмы, и которые невозможно учесть в формулах:

  1. Для правильного распределения (баланса) электроэнергии необходимо точно знать истинные показания общедомовых и индивидуальных приборов учета, снятые в один и тот же день. А как заставить жителей четырехсотквартирного дома всех в один день снять показания счетчиков? Даже в доме на 8 квартир, как вы понимаете, это проблематично. А если все снимают показания в разные дни, то о какой точности учета можно говорить?
  2. По законодательству оплата должна производиться до 10 числа месяца, следующего за истекшим, а текущие показания прибора учета необходимо предоставить как можно ближе к концу текущего месяца, к датам снятия показаний общедомовых приборов учета, с 22 по 26 число. То есть текущие данные за апрель следует подавать в энергосбытовую компанию с 22 по 26 апреля.

И если мы сверимся с формулой, то поймем, что в случаях, когда абонент указывает текущие показания индивидуального счетчика в сроки, отличные от указанных, вся электроэнергия, потребленная этим абонентом после даты снятия своих показаний, но измеренная общедомовым счетчиком, стремится в ОДН.

  1. Существуют способы воздействия на приборы учета электроэнергии, искажающие достоверную индикацию без видимых следов воздействия на пломбы и корпус. Получение доказательств преднамеренного вмешательства для искажения показаний затруднительно. Порой наши контролеры по году не могут попасть в квартиру, чтобы проверить счетчик, им попросту не открывают, или люди вообще не живут в квартире. Что делать в этом случае? Да, ничего мы сделать не можем. Решение проблемы – вынос приборов учета из квартиры на лестничные площадки в вандалозащищенные щиты учета, в места, доступные для посещения и внешнего осмотра контролерами ресурсоснабжающей организации и УК. А нормы Госстроя СССР этого не предусматривали, и теперь надо искать источники финансирования для обеспечения этого переноса.
  2. Приборы различного класса точности влияют на небаланс электроэнергии МКД. Приборы учета с пропущенным сроком межповерочного интервала недоучитывают потребленную электроэнергию в квартире. Выход — замена прибора учета.
  3. Сейчас контролерам необходимо снимать показания по 352 тысячам лицевых счетов, в 6000 многоквартирных домов на территории 6 районов Воронежа, занимающих 340 квадратных километров, не реже 1 раза в 6 месяцев. В настоящее время ежемесячно контролеры снимают показания в 11−12 тысячах квартир, а чтобы обойти все дома им потребуется порядка 2,5 лет! Безусловно, если бы на каждом доме была установлена автоматизированная система снятия показаний индивидуальных и общедомовых счетчиков, то почти все ранее перечисленные мной проблемы (кроме воровства) были бы решены. Мы в один день, в автоматическом режиме получали бы данные, формировали бы базу и делали точный расчет.

— Но как же тогда можно проводить расчет, в условиях такого количества неизвестных?

— Сейчас в квитанции ОАО «ВЭСК» (что, кстати, было также в квитанции МУП «ВГЭС» еще с 1998 г.) принят следующий алгоритм. Мы просим абонента указать данные счетчика на начало месяца, следующего за истекшим. То есть он получает в начале апреля квитанцию за март, где указывает данные, снятые 1−го апреля. В квитанции следующего месяца (апреля) они уже будут начальными (если будут указаны именно в ту дату, которая стоит в квитанции напротив графы записи показаний — 1−ое число месяца) и тогда, по логике алгоритма, потребитель заполняет в присланной ему квитанции только начальные показания своего счетчика, а конечные покажет уже в майской квитанции, на их основании ему сделают перерасчет за апрель и т. д. То есть в следующем месяце (в нашем примере в апреле), который станет истекшим, конечных показаний не будет и по ПП РФ № 354 п. 59 в квитанции будут выставлены среднемесячный расход и перерасчет фактического индивидуального потребления того месяца, за который была предыдущая квитанция (в нашем примере — марта).

Этот алгоритм, на первый взгляд, непростой, выбран именно потому, что процент людей, готовых нести на оплату квитанции в последние дни месяца (а соответственно и представлять показания счетчика с 22 по 26 число) составляет 50% от общего числа жителей города. Остальные платят в иные различные дни месяца, что не дает возможности корректно рассчитать оплату сразу за текущий месяц и разница в итоге попадает в расчет ОДН.

— Но, насколько мне известно, сейчас энергосбытовая компания представляет возможность передать показания счетчика и другими способами, не только в квитанции?

— Да, мы предоставляем такую возможность нашим абонентам и для этого создали целый ряд сервисов! В том же договоре с бытовым потребителем, размещенным на нашем сайте, прописано, что если мы получим показания на конец текущего месяца, то сможем сделать расчет сразу, не используя среднее начисление. То есть наши абоненты, которые хотят рассчитываться сразу за истекший месяц должны сообщать нам показания приборов учета с 22 по 26 число. При этом они могут воспользоваться кнопкой «Подать показания счетчика» на нашем сайте voronezh.tns-e.ru. Кнопка как раз активна в этот период. Можно сообщить показания с помощью СМС по номеру 8 909 211 86 02, прислав электронное письмо на адрес ps@vesc.ru — в том и другом случае нужно указывать номер лицевого счета и данные прибора учета. А также позвонив по бесплатному номеру единого контакт−центра 8 800 700 48 89.

Еще раз напомню, что важно отправлять данные, снятые с 22 по 26 число. В этом случае они будут наиболее приближены к концу месяца, соответствовать порядку, определенному договором, и мы сможем сделать корректный расчет индивидуально потребления абонента сразу за истекший месяц, а кроме того, если все жители дома передадут показания таким образом, то и расчет ОДН будет гораздо точнее.

Вернуться назад